Мюзикл «Мастер и Маргарита» по нашумевшему роману М. Булгакова – очередная попытка переложить устойчиво любимую читателем книгу на аудиовизуальный лад. И если к книге еще могут быть претензии со стороны просвещенной общественности, то с мюзикла взятки гладки, и потому смотреть его и просто слушать можно, не переживая о заявленной глубине философского повествования.
Созданный международной продюсерской компанией «Makers Lab» совместно с Санкт-Петербургским городским театром «Мюзик-холл» при поддержке Комитета по культуре, мюзикл завораживает уже с увертюры, а дальше только сильнее очаровывает. Здесь очень мало удавшейся Булгакову сатиры, зато с избытком лирики – ведь о любви так сладко петь. Поэтому любят здесь все – и люди, и нелюди.
Даже главный конфликт мюзикла – любовный. В этой интерпретации романа случилось нечто из ряда вон выходящее – Воланд полюбил Маргариту. И всем давно и прочно знакомый сюжет сразу заиграл новыми лиричными нотками, представ в совершенно новом свете. Здесь больше страсти, больше боли и больше отчаяния – чем не отличный вариант провести воскресенье?
Либретто создано по новейшей технологии «Ситуационный сценарий» – это сочетание условий и обстоятельств, вовлекающих зрителя в сценическое пространство. И конечно, где еще эта технология сыграет так, как в «Мастере и Маргарите» – истории, где есть сцена с варьете, где уже в самой канве сюжета заложено постоянное общение с читателем/зрителем/слушателем, непрерывный поток обращений и вопросов, риторических и не очень.
Более шестисот костюмов и более шестидесяти декораций позволяют проникнуться духом и атмосферой истории, но, конечно, в первую очередь зритель видит людей и слышит песни – а потому нужно особенно отметить, как люди и песни прекрасны. Вне сомнений, блестящая сценография держит в постоянном внимании; один ли герой на сцене или же несколько десятков – зритель никогда не приходит в замешательство, настолько все органично и умело выстроено. Каждая мизансцена четкая и визуально притягательная.
Буйство плясок перемежается тонкими романтичными композициями, и внимание зрителя не притупляется благодаря такой выверенной композиции. Исторический, реальный и нереальный миры пересекаются, но не смешиваются, и каждая нить истории ясно прослеживается на протяжении всего мюзикла.
Исполняющий роль Воланда Иван Ожогин заслуживает отдельного упоминания. Его голос непередаваемо прекрасен, что подтверждают и театральные премии, а мимика и жесты заставляют следить за ним, затаив дыхание. Несмотря на название «Мастер и Маргарита», кажется, что главный герой все-таки именно Воланд – настолько раскрыт его образ в мюзикле.
Несомненно, положенный в основу роман Булгакова никогда не сгорит, даже учитывая тот факт, что он давно не являет собой рукопись. Он будет переживать перерождение за перерождением. И жить, жить, жить.
(фото с официального сайта мюзикла http://mm-musical.ru )